Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был основан 2 августа в 1916 году. В тот момент это было частное предприятие "Автомобильное Московское Общество". В 1918 году предприятие было национализировано, но название продержалось за ним до 30 апреля 1923 года, когда заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро.
За три первых года существования АМО на заводе было собрано из закупленных комплектующих Фиата 1359 автомобилей Ф-15. Своего оборудования для изготовления машин у предприятия не было.
Первый серьезный заказ АМО получило в 1923 году и первого ноября был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15. В 1931 году на заводе заработал конвейер по выпуску грузовиков АМО-3. Завод получил имя Сталина. АМО-3 могли принимать на борт 2,5 тонны груза и представляли из себя аналог американских грузовиков "Autocar". Испытывая острую нехватку грузовых автомобилей, советское правительство принимает решение о модернизации конвейера и в 34 году завод начинает выпуск грузовиков ЗИС 5 и ЗИС 6, причем последние были уже трехосными с колесной формулой 6х4.
В 1936 году начинается выпуск легковых автомобилей на базе "Buick" - ЗИС 101. Машины были семиместными и фактически "содраны" с заокеанского аналога без всякой лицензии. Также начался выпуск городских автобусов.
Во время войны завод был эвакуирован из Москвы, но на тех мощностях, что остались, продолжался выпуск автомобилей и в 1942 году с конвейера сошел автомобиль "высшего класса" ЗИС 110, который был предназначен для руководства страны.
После войны ЗИЛ был полностью реконструирован и на расширенных производственных мощностях помимо новых грузовиков ЗИС 150 начал выпускать холодильники и велосипеды. ЗИЛ 150 сменил ЗИЛ 164, а устаревший автобус ЗИС 154 - ЗИС 155, впоследствии замененный 158 моделью. В это же время начинается выпуск военной техники, в том числе и для передвижных ракетных установок. В 1956 году заводу присваивается имя Ивана Алексеевича Лихачева.
В начале 70-х годов завод приступил к созданию семейства третьего поколения грузовиков - ЗИЛ 169 и освоил выпуск легковых автомобилей нового поколения - ЗИЛ 117.
После распада СССР в 1992 году завод был приватизирован и в 1994 году с его конвейера сошел последний грузовик - ЗИЛ 4314. После этого и до нынешнего момента, Завод имени Лихачева выпускает малотоннажные "Бычки" - ЗИЛ 5301.