1930
год. Строится Горьковский автомобильный завод, который должен дать
Советскому Союзу заполнить недостаток автомобилей в стране.
Горьковскому автомобильному заводу требуется завод, который будет
обеспечивать его автомобильным инструментом. Именно так было принято
решение о строительстве завода по производству автомобильного
инструмента в городе Павлово-на-Оке. Автомобильный инструмент и
кузовная арматура были основной специализацией завода вплоть до 1952
года. Конечно же был и перерыв, вызванный войной, когда не было особого
дела до производства большого количества инструмента и кузовных
запчастей – в период Великой Отечественной Войны завод ковал оружие для
победы над врагом. Затем последовала перестройка на мирное производство
и модернизация оборудования. Но в 1952 году, в связи с большой
нехваткой пассажирского транспорта, на заводе произошли большие
перемены.
24 апреля 1952 года постановлением Правительства
СССР Завод автотранспортного инструмента был переименован в Павловский
автобусный завод (ПАЗ).
Первые
автобусы были построены на основе грузового автомобиля ГАЗ 51, что было
очень заметно по его капотной части. Эти автобусы вышли под маркировкой
модели: ПАЗ 651.
Следующая модель была уже бескапотной и
вагонного типа компоновки. Вагонный тип автобуса, где не было
выдающейся капотной части, позволял экономить место в салоне, а в
зимнее время лучше его отапливать. Это был ПАЗ 652, который
производился вплоть до 1968 года, когда ему на смену пришла еще более
современная модель автобуса – ПАЗ 672. ПАЗ 672 стал базовой модель. Его
популярность и характерный внешний вид знаком всем – ведь этот автобус
был основным средством передвижения в малых провинциальных городах и
селах. Этот автобус был построен на основе базы грузового автомобиля,
что придавало ему хорошие ходовые качества и неубиваемость на плохих
дорогах и проселках. Этот автобус производился до 1989 года и имел
самый большой модельный ряд. На базе этого автобуса делались даже
холодильники для развоза замороженных продуктов. ПАЗ 672 даже был
победителем многих международных выставок. Так, на выставке в Ницце в
1967 году пассажирский автобус туристического класса – ПАЗ 665Т
завоевал несколько высоких наград.
Следующая
модель появилась 1 декабря 1989 года, которая сохраняла черты
преведущей, но была гораздо современнее – была модель ПАЗ 3205. Этот
автобус имел более 30 различных модификаций, за счет которых ПАЗ
расширял область сбыта и применения своей продукции. ПАЗ 3205 даже
сумел участвовать в большом автопробеге - Польша - Чехословакия -
Германия - Дания - Швейцария – Франция, прошедшего под лозунгом мира.
За время этого автобусного пробега автобусы ПАЗ показали себя весьма
надежными. Ни одной поломки не случилось за время в пути за 10 тысяч
километров дороги.
В девяностых годах ПАЗ, да как и многие
предприятия в молодой России, вошел в период упадка и снижения
производства. Ведь госзаказ был упразднен и новые, коммерческие
отношения, требовали появления новых моделей, которые должны были быть
современными и идти в ногу со временем. Павловский автобусный завод и
здесь сумел найти себя. Ведь автобусы среднего класса требуются везде.
Даже для тех же маршрутных перевозок. Поэтому в конце девяностых годов
были разработаны новые модели современных автобусов, причем они
оказались надежными и достаточно недорогими. Новые модели ПАЗ 5272 и
ПАЗ 4230 Аврора помогли ОАО "Павловский автобус" успешно продвигаться
на рынок пассажирских перевозок. ОАО "Павловский автобус" получило даже
несколько призов на Российских выставках автобусов. Так, можно назвать
приз журнала "За рулем" за городские автобусы ПАЗ 5271,
ПАЗ 5272 и перспективный автобус ПАЗ 4230 Аврора. В настоящий момент
ПАЗ разрабатывает и испытывает еще несколько моделей автобусов, которые
в перспективе помогут заводу еще больше завоевать сердца автобусных
парков. Ведь невысокая цена, комфорт, надежность в эксплуатации и их
экономичность, позволяют предприятиям занимающимся пассажирскими
перевозками сделать покупку этих автобусов очень выгодной. Автобусы
собираются полностью из комплектующих и запасных частей российского
производства, что позволяет цену на запчасти держать весьма низкой.
На
сегодняшний день завод начал сотрудничество и с иностранными
автопроизводителями, так компания Toyota поставила на ПАЗ свою
сборочную линию. Это позволило улучшить качество производства и
продукции.
В 2005 году ОАО «Руспромавто», в которое входит
ООО «Павловский автобусный завод», было включено в единый холдинг –
«Группа ГАЗ», что позволило снизить затраты и сделать производство
автобусов еще дешевле, за счет поставок запасных частей и агрегатов
внутри единого холдинга.
В 2007 году Павловскому автобусу
предстоит отметить сразу три исторические даты из его истории: 75 лет
назад было создано само предприятие, 55 лет исполняется самому
автобусному производству и с главного конвейера сойдет шестисоттысячный
автобус марки ПАЗ.