Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ) — российское (г. Ликино-Дулёво) предприятие — производитель автобусов большого и особо большого класса.
История
История Ликинского автозавода началась в 1933 году, когда был построен Лесохимический Опытный Завод Облагораживания Древесины ЛОЗОД. Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1945 году завод был преобразован в Ликинский Машиностроительный — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции.
В 1958 году было принято постановление правительства о переносе производства автобусов с ЗИЛа, где они выпускались до этого, на Ликинский машиностроительный завод (ЛиМЗ), который с этого времени стал называться Ликинским автобусным заводом – ЛиАЗ.
В январе 1959 года было выпущено две первых машины ЛиАЗ-158. В 1961 году ЛиАЗ стал выпускать столько же автобусов, сколько ранее выпускалось на ЗИЛе. Несколько позднее их выпуск более чем в 1,5 раза превысил соответствующий показатель ЗИЛа. За 10 лет ЛиАЗ выпустил 50 тыс. автобусов (серии 158).
ЛиАЗ-158
ЛиАЗ-677 начали проектировать в 1962 году. Этот автобус должен был придти на смену ЛиАЗ-158, который выпускался Ликинским автозаводом до этого. Первый прототип нового автобуса был готов осенью того же года, а 7 ноября он принял участие в праздничной демонстрации в Ликино-Дулёво (в этом городе и располагается завод ЛиАЗ).
ЛиАЗ-677
В 1963 году прототип был продемонстрирован Госкомиссии по автоматизации и механизации при СМ СССР. Комиссия дала автобусу положительную оценку. Был выпущен ещё один прототип, и в следующем году были проведены испытания новых автобусов в районе Сочи, а в 1965 году автобусы отправились в испытательный пробег по маршруту Москва — Харьков — Новосибирск — Сочи — Тбилиси — Ереван — Орджоникидзе — Москва. Проводились и лабораторные испытания автобусов.
ЛиАЗ-677
В 1967 году начался выпуск опытных партий нового автобуса, а с весны следующего года — серийное производство.
С 1978 года выпускалась модернизированная версия автобуса, ЛиАЗ-677М. Новая модификация отличалась в основном отделкой салона и более современными задними фонарями. Более радикальный вариант модернизации внешнего вида с пластиковыми накладками на передней и задней частях кузова так и не пошёл в серию.
После этого автобусы продолжали выпускаться без каких-либо значительных изменений. Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского завода 7 августа 1994 года. Всего было выпущено примерно двести тысяч автобусов ЛиАЗ-677 всех модификаций, из них 7133 автобуса было экспортировано в шестнадцать стран мира.
Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 1999 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях, в частности, на Бору, на Яхромском автобусном заводе, на заводе «Ремтехмаш» в Орехово-Зуево. В Тосно под индексом ТоАЗ-677Д выпускалась несколько изменённая модификация ЛиАЗ-677М, оснащённая ярославским двигателем.
После 2000 года во многих городах автобусы ЛиАЗ-677М начали досрочно выводиться из эксплуатации как морально устаревшие, нерентабельные и не приспособленные под установку АСКП. В Москве их эксплуатация прекратилась в ноябре 2004 года, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 года, в Киеве в 2004 году, в Орехово-Зуево — с 13 декабря 2005 года. Однако и в 2008 году ЛиАЗ-677М продолжает эксплуатироваться в городах бывшего Советского Союза.
Сегодня, как и много лет назад, основой программы остается модель ЛиАЗ-5256, которая предлагается в трех унифицированных исполнениях. Базовый так называемый «большой городской автобус» ЛиАЗ-5256 составляет около 60 % общего выпуска. Его кузов с тремя пассажирскими дверями вмещает 120 пассажиров, 24 из которых располагаются на сиденьях. Достаточно просторный салон с большими накопительными площадками имеет два исполнения. Наиболее простое и дешёвое изготовляется в Ликино, а для отделки салона дорогими материалами с установкой сидений от автобусов Ikarus машины отправляются на тушинский машиностроительный завод (ТМЗ).
ЛиАЗ-5256 — высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Выпускался мелкими сериями с 1986 года. Серийное производство началось в июле 1989 года.
По состоянию на 2007 год выпущено более 20000 таких автобусов.
Выпускается в следующих вариантах:
Городской Пригородный/междугородный Для перевозки детей Специальный (инвалидный) На базе этого автобуса разработаны многие автобусы других заводов, например Неман-5256.
Оценка проекта
Оценка автобуса ЛиАЗ-5256, также как и его предшественника ЛиАЗ-677М, весьма неоднозначна. Конструкция автобуса была разработана в 1982 году по модной тогда крупносекционной схеме, предполагавшей унификацию всех основных размерностей городских автобусов, разрабатывавшихся тогда в СССР. Ненадёжная схема параллельного электрического и гидравлического привода дверей, отсутствие специализированного отечественного автобусного (горизонтального) дизеля и низкие темпы освоения прочих комплектующих не позволили довести и в приемлемые сроки запустить в производство данную модель автобуса. Низкая мощность и надёжность дизеля КАМАЗ-740, а также его полная непригодность для работы в режиме городского автобуса (частые разгоны и торможения, при отсутствии установившихся режимов работы) усугубили проблемы ЛиАЗ-5256. Только ряд мероприятий проведённых фактически заново возрождённым предприятием ОАО ЛиАЗ (с 2000 года входит в "Группу ГАЗ", ранее Холдинг "Русавтобуспром") позволил ЛиАЗ-5256 вернуться на российский рынок городских автобусов. С 2000 года на ЛиАЗ-5256М в массовом порядке начали устанавливать импортные силовые агрегаты с дизелем Caterpillar-3126 и автоматической КП Voith или ZF. С 2005 года также начата установка газовых двигателей Cummins. Была кардинально улучшена антикоррозионная обработка и окраска кузова (на предприятии появилась автоматизированная линия катафореза), что позволило значительно поднять заводскую гарантию на кузов. Переднюю и заднюю маски кузова начали изготавливать из пластика, что также позволило легко обновлять их дизайн. Автобус получил индекс ЛиАЗ-5256М, а позже 5256.26. Однако, сравнение ЛиАЗа не только с импортными, но и рядом отечественных аналогов получается не в пользу самого массового отечественного автобуса большого класса. Во-первых, конструкция четвертьвековой давности уже давно морально устарела, например, боковые стекла до сих пор устанавливаются на резиновых уплотнителях, а не вклеиваются, во-вторых, высота уровня пола над дорогой для современной городской модели слишком велика, в-третьих, у водителей остаются претензии к качеству отделки и сборки. Предприятие продолжает совершенствовать конструкцию базовой модели, так на автобусах 2007 года выпуска появились плавно изогнутые поручни. В начале июля 2007 года состоялась торжественная передача заказчику 20-тысячного автобуса ЛиАЗ-5256. Им оказалось государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородпассажиравтотранс", закупившее 600 новых автобусов модели 5256 и 100 - модели 5293.
ЛиАЗ-5256
Для пригородного сообщения имеется 44-местная модель, отличающаяся кузовом с двумя боковыми дверями, размещенными в переднем и заднем свесах, индивидуальными регулируемыми сиденьями с высокими спинками и верхними багажными полками. Максимальная вместимость этого варианта — 87 человек. Последним исполнением стал автобус для междугородного сообщения на расстояние до 400 км, рассчитанный на доставку 40—44 пассажиров, которые располагаются в более удобных креслах с регулируемыми по углу наклона спинками и откидными подлокотниками. Под полом салона имеется багажный отсек вместимостью около 5 м3. В недалёкой перспективе — создание с помощью специалистов из Львова туристского варианта на том же шасси ЛиАЗ-5256.(Из журнала Мир грузовиков-2001,изд. За рулём)
Так же завод выпускает автобусы обобо большого класса- ЛиАЗ-6212. ЛиАЗ-6212 — сочленённый высокопольный городской автобус особо большого класса производства Ликинского автобусного завода. Выпускается с конца 2002 года. Создан на базе ЛиАЗ-5256. Автобус предназначен для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком.
По состоянию на декабрь 2007 года выпущено более 850 таких автобусов.