История КрАЗа началась еще в тридцатые года прошлого века, когда на Украине, в Полтавской области, в городе Кременчуг началось строительство авиационного завода. Но с началом Великой Отечественной войны строительство завода было заморожено, а построенные заводские корпуса были разрушены бомбардировками и артиллеристскими обстрелами. 31 августа 1945 года Наркомат Путей Сообщения издал приказ о строительстве в Кременчуге завода мостовых конструкций. Ведь стране требовалось восстанавливать разрушенную инфраструктуру автомобильных и железных дорог. Уже к 1948 году завод был полностью перепрофилирован и приступил к производству мостовых конструкций. Всего за восемь лет работы завод выпустил более 600 мостовых конструкций. Постепенно, с ходом успешного восстановления народного хозяйства необходимость в производстве такого количества мостов пропала и в 1956 году Кременчугский завод был переведен в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовали в Кременчугский комбайновый завод. И на поприще производства комбайнов и сельскохозяйственной техники завод преуспел.
Завод выпускал эту технику с 1956 по май 1958 года, и за столь небольшой промежуток времени было выпущено более 11 тысяч единиц сельскохозяйственной техники. Именно с мая 1958 года начинается история КрАЗа как автомобильного завода. В мае 1958 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании в Кременчуге завода большегрузных автомобилей и завод был переведен на выпуск тяжелых грузовиков. Главное оборудование было перевезено с ярославского автомобильного завода (ЯАЗ), а за ярославским заводом оставили лишь производство силовых агрегатов и переименовали его в Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ). Освоение производства автомобильных деталей началось в январе 1959 года, а в апреле была завершена сборка первых двух самосвалов типа ЯАЗ на рамах собственного производства из деталей и узлов, завезенных с Ярославского автомобильного завода. Первые же грузовики сошли с конвейера уже к 1 мая 1959 году сошли первые десятитонные, трехосные самосвалы под собственной маркой Днепр 222, которые сразу же приняли участие в Первомайских демонстрациях. Название же Днепр не прижилось, и грузовикам присвоили устоявшуюся маркировку по аббревиатуре названия завода. Именно так и появилась знаменитая марка тяжелых грузовых автомобилей КрАЗ.
А к декабрю 1959 года был освоен выпуск новых двенадцати тонных грузовиков КрАЗ 219 и автомобилей повышенной проходимости КрАЗ 214. А к весне 1960 года стали выпускать и экспортные варианты этих автомобилей в тропическом и северном исполнении. Это очень сильно способствовало продвижению новых грузовых автомобилей на мировом рынке. Эти автомобили сразу разошлись по таким странам как Аргентина, Афганистан, Болгария, Китай, Финляндия и многие другие. Именно к этому времени завод смог полностью перейти на самообеспечение производством запасных частей и агрегатов, а число рабочих насчитывало порядка 6 тысяч человек, что делало КрАЗ одним из крупнейших автомобильных предприятий в СССР. Даже сегодня большая часть продукции завода предназначена на экспорт в зарубежные страны, но все равно наибольшее количество из этих автомобилей поставляется в Россию. Первую серьезную модернизацию грузовиков КрАЗ провели в 1965 году, снабдив их более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ 238 и пятиступенчатой коробкой передач – так появился КрАЗ 257, выпускавшийся в различных модификациях вплоть до 1995 года, пока не стало ясно, что эта модель уже безнадежно устарела.
А в 1979 году завод даже поставил рекорд – был достигнут максимальный выпуск грузовых автомобилей на одного рабочего в соотношении 1:1,6, что являлось даже для мировых производителей грузовиков просто не бывалой производительностью труда и автоматизации производства. Среди освоенных заводом машин крановые шасси, лесовозы, автопоезда, автомобили повышенной проходимости. Начало выпуска седельного тягача высокой проходимости с колёсной формулой 6х6 КрАЗ 260В. Именно эта модель и служит базовой для всего современного семейства производимых грузовиков. Девяностые года стали для КрАЗ переходными, как и для всех предприятий бывшего СССР. А грядущее падение железного занавеса и продажи за рубеж автотехники, производимой заводом, позволило начать сотрудничество с иностранными компаниями в производстве автотехники.
Так в 1990 году компания FAUN, специализирующияся на производстве дополнительного оборудования, манипуляторов, автокрановых стрел, лебедок, талей и гидравлики для этой техники начала сотрудничество и совместное производство специальной техники с КрАЗом. Были выпущены новые модели автокранов, мусоровозов и другой техники, которая большей частью шла на экспорт в зарубежные страны. Качество поставляемых автомобилей за рубеж было подтверждено даже такими высокими наградами как: Дуга Европейской Золотой Звезды (Мадрид), Европейский приз за качество (Париж) в 1993 году, когда были введены новые экологические нормы выбросов двигателей Евро II. А в 1996 году КрАЗ уже был настоящим гигантом, который постоянно развивается, что и потребовало внесения изменений в саму структуру огромного предприятия. Была зарегистрирована Холдинговая Компания АвтоКрАЗ, владеющая контрольными пакетами акций предприятий ОАО Полтавский автоагрегатный завод, ОАО Херсонский завод карданных валов, ОАО Токмакский кузнечно-штамповочный завод, ОАО ВТФ КрАЗ, ОАО КрАЗТорг, ОАО Симферопольский завод авторулей. Численность работающих в Холдинге достигла 17 тысяч человек, из них на головном предприятии - 12300 человек. Это просто огромные цифры для действительно работающего предприятия, которое проходило тяжелый момент в обще экономическом упадке всей промышленности на Украине.
Но КрАЗ не только успешно проходил этот тяжелый момент, но и успешно развивался и осваивал новые виды выпускаемой техники. Так, например появились новые модели седельных, двухосных грузовиков, но большую долю в производстве занимают самосвалы, седельные тягачи и вездеходы. Особой популярностью пользуются автопоезда из-за их грузоподъемности, неприхотливости в обслуживании и надежности проверенной временем. В настоящий момент техника КрАЗ используется практически во всех областях, где необходимы грузоперевозки. Так, использование базовых шасси КрАЗ65101, КрАЗ 65053 и КрАЗ 63221, в различных компоновках и специальным оборудованием установленном на них, позволяет использовать эти автомобили в таких областях как нефтегазовая и лесопромышленность, горной промышленности, строительстве и коммунальном хозяйстве. С момента создания автомобильного завода изготовлено 924363 автомобиля КрАЗ, которые работают в 57 странах мира. Из них: 307824 самосвала, что составляет почти 40% от общего выпуска автомобилей, 59380 тягачей, 32360 лесовозов. По оценке за все годы эксплуатации самосвалов с момента их выпуска ими перевезено около 10 миллиардов тонн грузов.