История КрАЗа началась еще в тридцатые года прошлого века, когда на
Украине, в Полтавской области, в городе Кременчуг началось
строительство авиационного завода. Но с началом Великой Отечественной
войны строительство завода было заморожено, а построенные заводские
корпуса были разрушены бомбардировками и артиллеристскими обстрелами.
31 августа 1945 года Наркомат Путей Сообщения издал приказ о
строительстве в Кременчуге завода мостовых конструкций. Ведь стране
требовалось восстанавливать разрушенную инфраструктуру автомобильных и
железных дорог. Уже к 1948 году завод был полностью перепрофилирован и
приступил к производству мостовых конструкций. Всего за восемь лет
работы завод выпустил более 600 мостовых конструкций.
Постепенно, с ходом успешного восстановления народного хозяйства
необходимость в производстве такого количества мостов пропала и в 1956
году Кременчугский завод был переведен в ведение Министерства
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовали в
Кременчугский комбайновый завод. И на поприще производства комбайнов и
сельскохозяйственной техники завод преуспел.
Завод выпускал эту технику с 1956 по май 1958 года, и за столь
небольшой промежуток времени было выпущено более 11 тысяч единиц
сельскохозяйственной техники.
Именно с мая 1958 года начинается история КрАЗа как автомобильного
завода. В мае 1958 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР о
создании в Кременчуге завода большегрузных автомобилей и завод был
переведен на выпуск тяжелых грузовиков. Главное оборудование было
перевезено с ярославского автомобильного завода (ЯАЗ), а за ярославским
заводом оставили лишь производство силовых агрегатов и переименовали
его в Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ). Освоение производства
автомобильных деталей началось в январе 1959 года, а в апреле была
завершена сборка первых двух самосвалов типа ЯАЗ на рамах собственного
производства из деталей и узлов, завезенных с Ярославского
автомобильного завода.
Первые же грузовики сошли с конвейера уже к 1 мая 1959 году сошли
первые десятитонные, трехосные самосвалы под собственной маркой Днепр
222, которые сразу же приняли участие в Первомайских демонстрациях.
Название же Днепр не прижилось, и грузовикам присвоили устоявшуюся
маркировку по аббревиатуре названия завода. Именно так и появилась
знаменитая марка тяжелых грузовых автомобилей КрАЗ.
А к декабрю 1959 года был освоен выпуск новых двенадцати тонных
грузовиков КрАЗ 219 и автомобилей повышенной проходимости КрАЗ 214.
А к весне 1960 года стали выпускать и экспортные варианты этих автомобилей в тропическом и северном исполнении.
Это очень сильно способствовало продвижению новых грузовых автомобилей
на мировом рынке. Эти автомобили сразу разошлись по таким странам как
Аргентина, Афганистан, Болгария, Китай, Финляндия и многие другие.
Именно к этому времени завод смог полностью перейти на самообеспечение
производством запасных частей и агрегатов, а число рабочих насчитывало
порядка 6 тысяч человек, что делало КрАЗ одним из крупнейших
автомобильных предприятий в СССР. Даже сегодня большая часть продукции
завода предназначена на экспорт в зарубежные страны, но все равно
наибольшее количество из этих автомобилей поставляется в Россию.
Первую серьезную модернизацию грузовиков КрАЗ провели в 1965 году,
снабдив их более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ 238 и пятиступенчатой
коробкой передач – так появился КрАЗ 257, выпускавшийся в различных
модификациях вплоть до 1995 года, пока не стало ясно, что эта модель
уже безнадежно устарела.
А в 1979 году завод даже поставил рекорд – был достигнут максимальный
выпуск грузовых автомобилей на одного рабочего в соотношении 1:1,6, что
являлось даже для мировых производителей грузовиков просто не бывалой
производительностью труда и автоматизации производства. Среди освоенных
заводом машин крановые шасси, лесовозы, автопоезда, автомобили
повышенной проходимости. Начало выпуска седельного тягача высокой
проходимости с колёсной формулой 6х6 КрАЗ 260В. Именно эта модель и
служит базовой для всего современного семейства производимых грузовиков.
Девяностые года стали для КрАЗ переходными, как и для всех предприятий
бывшего СССР. А грядущее падение железного занавеса и продажи за рубеж
автотехники, производимой заводом, позволило начать сотрудничество с
иностранными компаниями в производстве автотехники.
Так в 1990 году компания FAUN, специализирующияся на производстве
дополнительного оборудования, манипуляторов, автокрановых стрел,
лебедок, талей и гидравлики для этой техники начала сотрудничество и
совместное производство специальной техники с КрАЗом. Были выпущены
новые модели автокранов, мусоровозов и другой техники, которая большей
частью шла на экспорт в зарубежные страны.
Качество поставляемых автомобилей за рубеж было подтверждено даже
такими высокими наградами как: Дуга Европейской Золотой Звезды
(Мадрид), Европейский приз за качество (Париж) в 1993 году, когда были
введены новые экологические нормы выбросов двигателей Евро II.
А в 1996 году КрАЗ уже был настоящим гигантом, который постоянно
развивается, что и потребовало внесения изменений в саму структуру
огромного предприятия. Была зарегистрирована Холдинговая Компания
АвтоКрАЗ, владеющая контрольными пакетами акций предприятий ОАО
Полтавский автоагрегатный завод, ОАО Херсонский завод карданных валов,
ОАО Токмакский кузнечно-штамповочный завод, ОАО ВТФ КрАЗ, ОАО КрАЗТорг,
ОАО Симферопольский завод авторулей. Численность работающих в Холдинге
достигла 17 тысяч человек, из них на головном предприятии - 12300
человек. Это просто огромные цифры для действительно работающего
предприятия, которое проходило тяжелый момент в обще экономическом
упадке всей промышленности на Украине.
Но КрАЗ не только успешно проходил этот тяжелый момент, но и успешно
развивался и осваивал новые виды выпускаемой техники. Так, например
появились новые модели седельных, двухосных грузовиков, но большую долю
в производстве занимают самосвалы, седельные тягачи и вездеходы. Особой
популярностью пользуются автопоезда из-за их грузоподъемности,
неприхотливости в обслуживании и надежности проверенной временем. В
настоящий момент техника КрАЗ используется практически во всех
областях, где необходимы грузоперевозки. Так, использование базовых
шасси КрАЗ65101, КрАЗ 65053 и КрАЗ 63221, в различных компоновках и
специальным оборудованием установленном на них, позволяет использовать
эти автомобили в таких областях как нефтегазовая и лесопромышленность,
горной промышленности, строительстве и коммунальном хозяйстве.
С момента создания автомобильного завода изготовлено 924363 автомобиля
КрАЗ, которые работают в 57 странах мира. Из них: 307824 самосвала, что
составляет почти 40% от общего выпуска автомобилей, 59380 тягачей,
32360 лесовозов. По оценке за все годы эксплуатации самосвалов с
момента их выпуска ими перевезено около 10 миллиардов тонн грузов.