В 1969
году Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 674 от 14.8.1969
«О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах
Татарской АССР», было решено начать строительство заводов по
производству большегрузных автомобилей в городе Набережные Челны.
Технический проект КамАЗа разработан институтом «Гипроавтопром» и
проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и
организациями СССР: институт «Промстройпроект» Госстроя СССР,
«Гипродвигатель» г. Ярославль. Также, к проектированию отдельных
производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер»
(г. Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного
завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (г.
Штутгарт, ФРГ) — производство коробок перемены передач.
Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей разработана
Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачева и Ярославским
моторным заводом.
13 января 1969 экскаваторщик Михаил Носков
вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта
на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970. За 1970-81
на строительстве комплекса заводов освоено капитальных вложений 4,2
млрд руб., в том числе строительно-монтажных работ — 1,8 млрд руб.
Введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (равна
их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).
КАМАЗ-55111 на стройке в Польше:
Общая развернутая площадь зданий и сооружений комплекса — 3343 тыс.м²
(на 1.1.1991 достроены до 3826 тыс.м² или 81% от проекта).
На
заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц
технологического оборудования, в т.ч. производственных 20 тыс. единиц
стоимостью свыше 2 млрд. руб., из них половина — по импорту — лучшее и
современное, наработанное в мировой автомобильной индустрии. Свыше 81%
составило оборудование, работающее по автоматическому и
полуавтоматическому циклу, в т.ч. около 700 автоматических,
поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В
оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран
Европы, США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов СССР.
Первый автомобиль КАМАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.
В 1987 году была создана линия по производству малолитражных
автомобилей «Ока». Первый автомобиль («Ока-ВАЗ-1111») был выпущен 21
декабря 1987 года. В 1994 году был запущен Завод по производству
малолитражных автомобилей «Ока».
14 апреля 1993 года пожар уничтожил Завод двигателей КАМАЗа.
В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» был продан группе «Северсталь-Авто».
Пожарная автовышка на шасси «КАМАЗ»
в 2006 Камаз победил в Дакаре
В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер
КАМАЗ-КГТУ(КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им.А.Н.Туполева,
направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.
Полноприводный
бортовой автомобиль КАМАЗ-4326 (4х4). Двухосный полноприводный
автомобиль КАМАЗ-4326 отвечает всем требованиям пограничных войск
России.
Бортовой автомобиль-тягач КамАЗ-4326 предназначен для перевозки
различных грузов, людей, буксировки прицепов и прицепных систем по всем
видам дорог и местности. На шасси автомобиля возможен монтаж
специализированного оборудования массой до 5 т.
Конструкция автомобиля обеспечивает выполнение действующих
законодательств, а также специальных требований, распространяющихся на
автомобили данного класса и назначения.
Автомобиль легок и удобен в управлении, а мощный мотор
(КАМАЗ-740.31-240 ЕВРО-2) позволяет уверенно преодолевать крутые
подъемы. КАМАЗ-4326 имеет плавный ход, сохраняет высокую управляемость
даже в экстремальных дорожных условиях. При этом совершенно отсутствует
крен и раскачка. Надежность и высокие технико-тактические
характеристики КАМАЗ-4326 отмечают и иностранные потребители.
КАМАЗ-4326 хорошо зарекомендовал себя и на мирных стройках, и
Вооруженных Силах ОАЭ , и в развивающихся странах Азии, Африки и других
континентах. Автомобили КАМАЗ-4326 неоднократно участвовали в
перевозках гуманитарных грузов под эгидой ООН.
КАМАЗ 4326 благодаря высоким эксплуатационным свойствам нашел
широкое применение в народном хозяйстве. Полноприводные автомобили
КАМАЗ-4326 используются в нефтегазовом комплексе как транспортные
автомобили и шасси для монтажа различных спецнадстроек - вахтовых
автобусов, кунгов, грузопассажирских платформ, строительных подъемников.