История
ОАО
"Курганский автобусный завод" более сорока лет является одним из
крупнейших автобусостроительных предприятий России. Завод был образован
14 января 1958г. для производства автобусов и специализировался на
выпуске автобусов малой вместимости ( от 21 до 30 пасс.места), в
прежние годы производилось до 20.000 автобусов различных модификаций в
год.
В истории завода можно выделить несколько периодов.
Первый период (с 1958 по 1967 г.г.) - период
становления предприятия. Достраиваются корпуса, организуются новые
цеха: инструментальный, нестандартного оборудования,
холодно-штамповочный. В строй действующих вступают компрессорная
станция, участок гальванопокрытий с автоматами для никелирования и
хромирования деталей. Идет оснащение завода оборудованием,
инструментами. Совершенствуется технология выпуска автобусов.
Увеличивается план их выпуска.
Уже
за первые 5 лет завод достигает проектной мощности - 5000 автобусов в
год. А к 1967г. автобусостроителями выпущено 50.000 автобусов.
Второй период ( с 1967 по 1977г.г.) охватывает
следующее десятилетие в истории завода. Произведена реконструкция
завода, сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди прессового корпуса
с энергокомплексом. Эти мероприятия позволили увеличить производство
автобусов, повысить их качество и снизить себестоимость. Завод
приступает к выпуску автобусов новых марок: КАВЗ-651, КАВЗ-685.
Уже с 1977г. ведется планомерная подготовка производственных мощностей
завода к выпуску 20.000 автобусов в год, при ежегодном увеличении
выпуска почти на 2 тыс. шт.
Третий период (с 1978г. по 1990г.) время технического
перевооружения завода, коренной реконструкции ряда цехов и участков,
освоения новой техники и технологии, внедрения прогрессивных методов
организации труда.
С 1981г. идет подготовка производства автобусов пригородного сообщения
большой вместимости КАВЗ-52561. Изготовлено более десятка опытных
образцов, но решением Министерства автомобильной промышленности
производство автобусов большой вместимости приостанавливается.
Четвертый период - с 1992г. по 2001 г.
В 1992-93г.г. последовательно АК "КАВЗ" заканчивает
строительно-монтажные работы по окрасочно-сборочным производствам и
цеху мелких серий. Создаются резервные производственные мощности общей
площадью более 30 тыс.кв.м.
К 1993г. заводом проведена подготовка и организовано производство
нового семейства автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки
вместимостью 24 пасс.места, в объеме 150-200шт.в год.
В связи с этим, в 1992г. для создания автобусов новых экспериментальных
моделей на заводе было создано производство мелких серий - дочерняя
фирма АК "КАВЗ" ООО"Вика".
Именно здесь в 1992г. изготавливаются первые автобусы вагонной
компоновки КАВЗ-3275, КАВЗ-32784, КАВЗ-3278 отличающиеся более высоким
уровнем комфортабельности и соответствующие международным требованиям
по безопасности.
Конструкторами ООО "Вика" был создан первый российский "кемпер" на шасси ГАЗ-3302 (1991 г.)
В 1996г. в "Вике" изготавливается первый опытный образец автобусов малой вместимости КАВЗ-3244 на шасси ЗИЛ-5301(''Бычок").
В 90-е годы в связи с изменением в отраслях народного хозяйства, в том
числе сельского, резко снизился потребительский спрос на автобусы малой
вместимости, основным потребителем которых являлись совхозы, колхозы,
госпредприятия отраслевых министерств. Определилась необходимость
создания в России отечественного производства городских автобусов
большой вместимости.
Исходя из этого, АК "КАВЗ" приступила к тех. перевооружению резервных
производственных мощностей по организации выпуска городских автобусов.
В 1994г. завод изготавливает 8 городских автобусов большой вместимости
"Икарус-260" и 2 автобуса особо большой вместимости "Икарус-280". В
дальнейшем, в 1996г. по условиям международного тендера были
изготовлены 168 "Икарусов-283.10" для г.Екатеринбурга.
Экономический кризис начала 90-х г.г. в стране тяжело отразился на
деятельности завода - резко снизился выпуск автобусов, долги перед
кредиторами увеличивались из года в год.
И
в июле 1997г. по инициативе кредиторов Курганский областной арбитражный
Суд принял решение о введении на заводе внешнего арбитражного
управления, что дало шанс Акционерной компании, благодаря временному
приостановлению платежей по ранее накопившимся долгам, выйти из
сложного экономического положения.
В декабре 1998г. Собрание кредиторов, а затем Областной арбитражный Суд
подтвердили факт, что выбранное руководством предприятия направление по
оздоровлению экономического положения является правильным, поэтому
внешнее арбитражное управление было снято и с этого времени завод начал
работать в режиме открытого акционерного общества.
С целью удовлетворения потребностей рынка в автобусах большой
вместимости в 1998 г. техническими службами разрабатываются новые
модели автобусов на шасси большегрузных шасси ЗИЛ - это модели
городского и пригородного автобусов КАВЗ-422910, 4229-01. Также большое
внимание уделяется завоеванию рынка вахтовых автобусов. Разрабатывается
модель автобуса КАВЗ-422990 на полноприводном шасси ЗИЛ с колесной
формулой 6х6. Кроме того, в 1998 году по заказу объединения
"Спецгазавтотранс" КАВЗ вернулся к изготовлению вахтовых машин на шасси
УРАЛ, первая партия которых была выпущена в 1981 году.
Пятый период - с 2001г. по настоящее время.
В
мае 2005 года Курганский автобусный завод вошел в состав крупнейшего
машиностроительного холдинга "РусПромАвто" (теперь – «Группа ГАЗ»),
объединяющего основных производителей автобусной и автомобильной
техники в России. Для вывода предприятия из кризиса была разработана и
утверждена программа развития КАВЗ на период до 2008 года. На основе
соглашения о социально-экономическом партнерстве между руководством
Курганской области, компании "РусАвтобусПром" и областной профсоюзной
организацией работников АСМ приняты основные направления по созданию
условий динамичного развития Курганского автобусного завода:
Создание благоприятных условий осуществления производственной
деятельности, роста благосостояния работников завода до уровня
передовых предприятий автопрома
Создание достойных условий труда и благоприятных условий работникам для оздоровления и отдыха
Создание условий для благоприятного инвестиционного климата в
Курганской области, привлечение инвестиций для расширения производства
автобусов и создание новых рабочих мест на Курганском автобусном
заводе.
В рамках автобусного бизнеса Группы ГАЗ КАВЗ специализируется на
выпуске автобусов средней вместимости длиной от 8 до 10 метров. В
результате реструктуризации производства сокращены мощности по
производству малого автобуса КАВЗ-3976. В то же время планируется
создание и освоение мощностей по производству автобусов среднего класса
"Аврора".
В настоящий момент товарный ассортимент ООО "КАВЗ" составляют следующие основные виды продукции:
- Автобусы малого класса на шасси ГАЗ (КАВЗ-3976 и модификации)
- Автобусы малого класса на шасси ЗИЛ (КАВЗ-3244 и модификации)
- Автобусы среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора".
Основу модельного ряда выпускаемой продукции традиционно составляют
модели на шасси ГАЗ. Основными отличительными особенностями автобусов
на шасси ГАЗ являются повышенная проходимость, простота в обслуживании,
ремонтопригодность. Благодаря этим качествам автобусы могут
эксплуатироваться в сложных климатических и дорожных условиях. В 2002
году семейство автобусов на шасси ГАЗ пополнилось новой модификацией на
полноприводном шасси ГАЗ-3308 "Садко", которая комплектуется как
бензиновым, так и дизельным двигателем.
На базе серийных моделей на шасси ГАЗ выпускается ряд модификаций
(утепленный, удлиненный, грузопассажирский, ритуальный автобус),
позволяющих учитывать индивидуальные пожелания заказчиков.
В 2001 году Курганским автобусным заводом разработан "школьный"
автобус, наиболее полно отвечающий требованиям ГОСТ к автобусам для
перевозки детей - капотная компоновка автобуса обеспечивает
дополнительную безопасность. Также автобус оборудован специальными
сидениями с ремнями безопасности и подлокотниками, местами для ранцев и
спортивного инвентаря, внутренней и внешней громкоговорящей связью.
Кроме того, автобус имеет ярко-желтую окраску, что делает его приметным
на дорогах.
Первый заказ на поставку автобусов в рамках программы "Школьный
автобус" Курганский автобусный завод выполнил в 2001 году (в количестве
55 штук) для Ярославской области.
С начала реализации программы и по 2004 года Курганским автобусным
заводом изготовлено и поставлено более 1800 школьных автобусов в 34
региона РФ. Наиболее крупные партии получили следующие субъекты РФ -
Калужская область, Тюменская область, Республика Чувашия, Краснодарский
край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ярославская и Ленинградская
области. Причем с каждым годом данная программа набирает "обороты" -
если в 2001 году было изготовлено чуть больше 100 школьных автобусов,
то в 2003 - уже почти 1000 машин.
С 2002 года завод приступил к выполнению курганской региональной
программы "Школьный автобус". В 2002 году в рамках губернаторской
программы КАВЗ изготовил 55 автобусов, в 2003 года - 61 автобус. В
конце 2003 года автобус КАВЗ-397653 для перевозки детей успешно прошел
сертификацию Госстандарта России и получил одобрение типа транспортного
средства. Таким образом, в России появился единственный
сертифицированный автобус, соответствующий ГОСТ Р 51160 "Автобусы для
перевозки детей".
Данным решением "детских" проблем заинтересовались и в соседних
государствах. Так, первые школьные автобусы (пока в небольших
количествах) Курганским автобусным заводом уже поставлены в Беларусь,
Казахстан и Украину.
Продукция на шасси ЗИЛ принципиально отличается от моделей 3976 меньшей
проходимостью и, в то же время, дизельным двигателем, несколько
улучшенным дизайном и более высокой комфортабельностью. Вследствие
этого, автобусы могут быть с успехом использованы в качестве маршрутных
такси на городских и пригородных маршрутах, а также в качестве
транспорта для корпоративных перевозок.
Перспективным направлением деятельности предприятия является
налаживание выпуска автобусов средней вместимости "Аврора", которые в
силу современного дизайна, высокой комфортабельности салона,
эргономичности места водителя, простоты управления и других
особенностей предназначены для пригородных и междугородных перевозок, а
также для организации туристических и корпоративных поездок. Освоение
данной модели было начато в 2002 году.
Основная цель деятельности предприятия, поставленная руководством -
наиболее эффективное использование ресурсов и производственного
потенциала для производства качественной, надежной техники и постоянное
стремление к совершенству для максимального удовлетворения запросов
потребителей. Для достижения данной цели на заводе действует
сертифицированная система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р
ИСО 9001 применительно к проектированию, разработке, производству,
реализации и гарантийному обслуживанию автобусов.
Для наиболее полного изучения и удовлетворения потребностей рынка на
основе опыта ведущих автомобильных заводов Курганский автобусный завод
выделил службы реализации и маркетинга, сбыта, гарантийного ремонта и
сервисного обслуживания в отдельную структуру, а именно ООО "Торговый
дом КАВЗ", в функции которого входит реализация автобусов, включая
поставки по государственным контрактам, организация и управление
дилерской сетью, продвижения продукции завода на рынок. В Торговом доме
КАВЗ действует участок гарантийного ремонта и предпродажной подготовки
автобусов, оснащенный необходимым диагностическим оборудованием.
Предприятие осознает важность этой службы и в будущее ее развитие
включает мероприятия по проведению технического обслуживания и ремонта
автобусов как в гарантийный, так и послегарантийный периоды
эксплуатации, а также обеспечению потребителей запасными частями.
Благодаря оптимальной ценовой политике и почти полувековому присутствию
завода на российском рынке автобусы КАВЗ получили заслуженное признание
- неоднократно удостаивались медалей и почетных дипломов на российских
выставках.
Так, выпущенная в 1973г., опытная партия автобуса городского типа
КАВЗ-3100 на международной выставке "Автосервис-73" была удостоена
Почетного диплома.
В 1982г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Курганскому
автобусному заводу, неоднократно занимавшему 1 место среди предприятий
своей отрасли, было присвоено имя 60-летия Союза ССР. Автобус КАВЗ-685
М удостоен государственного Знака качества.
В 1994г. на международной Московской выставке "Моторшоу-94" автобус
КАВЗ-3276 на шасси фирмы "MAN", оптимизированный немецкой фирмой "Эрнст
Аувертер'" удостоился титула "Звезды салона".
В 1995г. благодаря творческой работе конструкторов и дизайнеров завода
был создан первый Российский "кемпер" на шасси ГАЗ-3302. "Мотохата"
имела большой успех на Московском "Автосалоне -95" и получила высокую
оценку министра МЧС С.К. Шойгу и президента швейцарской туристической
фирмы - заказчика данной модели г.Карла Экштайна.
В 1997г. завод, выиграв международный тендер, изготовил 168 "Икарусов - 283.10" для г.Екатеринбурга.
Немецкая фирма "ТЮФ", а также руководители фирмы "Икарус",
осуществлявшие контроль за качеством изготовления дали высокую оценку
работе Курганских автобусостроителей.
Диплом 100 лучших товаров России (КАВЗ-3244), г. Москва 1998 г;
Диплом за лучший экспонат (КАВЗ-32441) на международной выставке-ярмарке "ТрансСиб-Экспо",г Кемерово 1999 г.
В 1999г. КАВЗ получил диплом III степени и бронзовую медаль за
разработку новых типов автобусов на Московской выставке "Москва.Регионы
России" (модель автобуса КАВЗ-3244 "Бычок")
В этом же году Звание Лауреата Молодежной премии присвоено коллективу
ООО"Вика" за создание единственного в России социального такси для
инвалидов (КАВЗ-3244 для инвалидов).
Диплом I степени и золотая медаль (КАВЗ-39765 "школьный") за лучший
экспонат, выставка-ярмарка "Экспо-Сибирь", г. Кемерово 2002.